Аквалайн

Архызский Спаситель

Производство \  Место добычи - Нижний Архыз \  Статьи \  Архызский Спаситель
http://www.itogi.ru/archive/2003/37/87898.html
top_itogi.jpg

image3.jpg
Лик Христа, п.Нижний Архыз
image1.jpg
Лик Христа, п.Нижний Архыз
im1.jpg
Лик Христа с туринской плащаницы
В горах Северного Кавказа найдено загадочное наскальное изображение Христа. Ученые предполагают, что неизвестный мастер создал его примерно в Х веке нашей эры

Наскальное изображение Христа на склоне хребта Мицешт нашли жители маленького черкесского поселка Нижний Архыз братья Сергей и Анатолий Варченко. Они совершенно случайно наткнулись на него в мае 1999 года, отправившись на охоту. Пораженные находкой, братья решили до поры до времени не предавать сей факт огласке, и лишь спустя четыре года поделились сведениями о находке с сотрудниками Нижне-Архызского музея-заповедника. Те в свою очередь пригласили для изучения Архызского лика историков НИИ культурного и природного наследия и Государственного Эрмитажа.


Потаенная икона

... Подъем на небольшую скальную площадку, расположенную на северо-западной стороне хребта Мицешт, занимает несколько минут. Но в плохую погоду такое путешествие таит в себе большую опасность. В самом конце пути двухметровый вертикальный отрезок, по которому карабкаешься, как заправский скалолаз. Когда оказываешься на узкой верхней площадке, главное - сохранить равновесие. Один неверный шаг - и можно сорваться в пропасть.

Открывающаяся глазам картина потрясает. Прямо на вас из небольшого скального грота, сложенного из песчаника, смотрит лик Иисуса. Размер рисунка примерно 140 на 80 сантиметров. Стена, на которой находится изображение, сверху прикрыта горизонтальным козырьком, препятствующим попаданию дождевой воды. Грот сухой и хорошо прогревается солнцем.

Как же лик Спасителя мог появиться в глухих лесистых горах Карачаево-Черкесии, где доминирующей религией всегда считался ислам? У историков на сей счет есть свое мнение. "Скорее всего появление лика связано с древним городищем, расположенным у подножия хребта Мицешт на другом берегу реки Большой Зеленчук, - считает научный сотрудник Нижне-Архызского музея-заповедника историк Анатолий Демаков. - Дело в том, что в непосредственной близости от Нижне-Архызского городища пролегал Великий шелковый путь. По нему вместе с торговым людом двигались и миссионеры, которые несли знамя христианства из Византии в соседние государства. Пик миссионерской деятельности приходился, по сведениям многочисленных источников, на VIII-IX века нашей эры. Так, Нижне-Архызское городище стало центром Аланской епархии, форпостом византийского влияния на Северном Кавказе. Современные исследования "аланской переписки" патриарха Константинополя Николая Мистика помогли ученым установить дату крещения Алании. Это произошло в 916 году в Северном храме Нижне-Архызского городища, которое стало средоточием христианских древностей".

Спаситель со скалы смотрит точно на восток, и если провести условную линию, она пройдет как раз через Северный храм Нижне-Архызского городища. Именно в нем в начале Х века аланы проходили обряд крещения. Кстати, древнехристианские храмы сохранились здесь до наших дней практически в своем первозданном виде.

Анатолий Демаков уверен, что Архызский лик очень похож на знаменитую синайскую икону Христа Пантократора, которая, по весьма распространенной версии, была списана с лика, проступившего на Туринской плащанице. Сходство Архызского лика с ликом, запечатленным на синайской иконе, подтверждает и главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа Борис Сапунов. Ранее он проводил сравнение синайской иконы с изображением на Туринской плащанице и нашел, что в изображении двух ликов имеется как минимум 45 совпадений. По словам Сапунова, Архызский лик в свою очередь имеет гораздо больше совпадений с синайской иконой. Любопытное совпадение: знаменитая синайская икона находится в церкви Преображения Господня в монастыре Святой Екатерины, который расположен у подножия Синайской горы. Надо сказать, что Нижне-Архызский Северный храм в древности был также освящен в честь Преображения Господня.

Еще одной деталью, подчеркивающей сходство наскального изображения с синайской иконой Христа Пантократора, являются найденные над Архызским ликом буквы IC. Они абсолютно идентичны буквам, изображенным на византийских иконах, в том числе на знаменитой синайской иконе. Буква I здесь не прямая, а несколько изогнута в виде кочерги.

Древность или новодел?

Естественно, исследователей больше всего интересовал вопрос о возрасте изображения, найденного в районе Нижнего Архыза. Ученые провели предварительные исследования с целью выяснения времени написания Архызского лика и для этого взяли микроскопические образцы краски в трех местах изображения. Первые же результаты показали, что икона была написана способом яичной темперы. Эта техника была распространена в Византии в Х веке. Иконописцы в качестве связующего компонента использовали эмульсию из воды и яичного желтка. Темпера обладает несравненно большей стойкостью к внешним воздействиям и сохраняется гораздо дольше по сравнению с масляными красками.

Анализ проб показал, что красящие пигменты, входящие в состав краски, имеют минеральное происхождение. Древние мастера перетирали минералы нужного цвета в порошок, который смешивали затем со связующим компонентом и получали краску того или иного цвета. Например, среди минеральных красителей, которыми сделано наскальное изображение, зафиксирована охра. С помощью охры неизвестный мастер получил темно-красный и коричневый цвета. Кроме того, в изображении просматривается белый цвет - результат добавления растертого песчаника. Наскальная икона написана в три слоя. И это характерно для темперной техники иконописи. Один слой проникал сквозь другой, и цвет становился более насыщенным.

Побывавший в Нижнем Архызе вместе с корреспондентами "Итогов" пятигорский художник Игорь Алексеенко считает, что мастерство изографа в том, что он разглядел природную фактуру и дополнил ее красками. Некоторые участки поверхности вообще не окрашены, их цвета обусловлены оттенками природных минералов. Алексеенко считает, что Архызский лик не наскальная фреска, потому что под краской нет искусственного подстилающего грунта. Краска нанесена прямо на поверхность скалы. Тест не выявил в краске воска и масляных пленок. "Отсутствие следов воска и пограничных масляных пленок усыхания, свойственных структуре современных темперных красок, однозначно свидетельствует в пользу древности Архызского лика", - уверен Анатолий Демаков. По его мнению, изображение могло появиться здесь приблизительно в IX веке. Об этом говорят и некоторые иконографические детали изображения. Например, отсутствие нимба вокруг головы Христа может быть обусловлено как ограниченностью скальной поверхности, так и тем, что неведомый автор изначально не планировал этой детали. Однако такую вольность изограф мог позволить себе лишь в то время, когда еще окончательно не сложился иконописный канон. А это произошло только на церковных соборах 787-го и 843 годов. После того как сложились строгие правила иконописи, изографы уже не могли от них отступать.

Другой важной деталью Архызского лика является то, что борода Христа не разделена посередине, что присуще в основном раннехристианским иконам и фрескам с изображением Спасителя. Начиная примерно с Х века раздвоение бороды стало преобладающей иконографической деталью. По этому признаку исследователи, в частности, и сделали вывод, что лик был написан не позднее Х века.

Однако вопрос о возрасте изображения отнюдь не закрыт. Борис Сапунов, например, считает, что яичная темпера не выдержала бы столь долго на открытом воздухе. Правда, не исключено, что первоначально лик мог находиться в закрытом пространстве, например в келье, стена которой позднее разрушилась. "Если обрушение произошло не так давно, тогда краски могли сохраниться и с Х века", - говорит Борис Сапунов.

Доктор исторических наук заведующий Центром исследования исторических и традиционных технологий НИИ культурного и природного наследия Валерий Голиков склонен полагать, что изображение относится к более позднему времени, и прежде всего потому, что последние результаты химического исследования красителей показали наличие в их составе цинковых белил, что может перенести датировку написания иконы на вторую половину XIX века - период, во время которого на месте Нижне-Архызского городища находился мужской монастырь. Правда, не исключено, что след белил появился на древнем лике и совсем недавно благодаря паломникам, пожелавшим чуть-чуть обновить изображение. Ведь Архызский лик уже становится объектом поклонения. Жители близлежащих сел забираются на двухсотметровую гору, чтобы приложиться к святыне и получить, как они верят, исцеление или отпущение грехов. Верующие называют находку святого изображения не иначе, как чудом. Многие считают, что Спаситель дарован им свыше за страдания, которым подвергались последние годы жители Кавказского региона. Между тем научные изыскания продолжаются. Возможно, они откроют новые страницы в истории христианства на Кавказе.

Содержимое корзины X